• Гоголь личность писателя жизненный и творческий путь. Биография писателя. Гений классической литературы

    Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого , гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями. (См. статью Детство Гоголя .)

    Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина , устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.

    Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840

    Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого .

    Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки », вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.

    С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет », «Невский проспект » и «Записки сумасшедшего », а затем «Нос », «Старосветские помещики », «Тарас Бульба » (в первой редакции), «Вий » и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем », – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.

    Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели » и «Записок сумасшедшего », – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.

    Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841

    Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.

    Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора », – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.

    Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841

    Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души ». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.

    Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.

    Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.

    Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»

    Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.

    Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.

    Литература о биографии и творчестве Гоголя

    Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».

    Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).

    Скабичевский , «Сочинения» т. II.

    Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова .

    Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в Полтавской губернии в семье небольшого помещика. Семья их была довольно большая. Кроме самого Николая у него было еще шестеро детей: четыре сестры и брат.

    «Ранний» Гоголь

    Свои детские годы Николай Васильевич провел в родительском имении, которое находилось неподалеку от села Диканька. Это место, как с возрастом узнал сам писатель, было объято множеством различных легенд, поверий и таинственных преданий, что впоследствии вылилось в произведениях творца. Как и полагается, большую роль в воспитании Гоголя сыграл его отец – Василий. Он был ярым поклонником самых различных видов искусства, в том числе стихов и смешных комедий. С возрастом Николая и его брата Ивана отдали учиться в Полтавское уездное училище.

    Свои первые шаги на поприще деятеля искусств Николай начал делать в 1921 году. Именно в этот период жизни он поступает учиться в гимназию высших наук, которая в то время располагалась в Нежине. К слову, Гоголь тогда занимался исключительно живописью, а также вступал в качестве актера в различных комедийных сценах. Он пробует себя во многих видах искусства, в том числе и литературе. В это время рождается его сатиру, именуемая «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которую, к сожалению, не удалось сохранить.

    В 1828 году он заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Конечно, такое изменение оказалось не самым простым в жизни автора. Он испытывал серьезные денежные трудности, но не опускал собственных рук. В то время он совершает свои первые пробы на литературном поприще, сначала появляется стихотворение «Италия», а потом под псевдонимом «В. Алов» Гоголь печатает «идиллию в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Собственно, подобный опыт оказался провальным. Критики оценили это произведение в крайне негативном свете, что только лишь усилило тяжелое настроение и существование писателя. Сам же писатель к своим творениям на протяжении всей своей жизни относился крайне трогательно и обращал внимание на их критику, за что сильно волновался и переживал.

    Подобное очень сильно тронуло самого писателя, из-за чего в 1829 году он сжигает все нераспроданные экземпляры своих произведений и в июле этого же года отправляется жить за границу – в Германию. Тем не менее, судьба сложилась таким образом, что писатель спустя буквально два месяца вновь возвращается в Петербург. В конце 1829 ему удается попасть на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Этот период жизни Гоголя является, пожалуй, основополагающим. Все дело в том, что благодаря такой должности, он смог получить определенный опыт, а также возможность запечатлеть чиновничий быт в том виде, какой он есть на самом деле. Государственная служба разочаровала Гоголя, причем довольно сильно, но в дальнейшем, этот опыт он передал одному из своих произведений.

    Творчество Гоголя

    После такой службы, он не оставлял попыток писать интересные произведения и в 1832 году выпускает одну из самых известных своих книг – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она основана на приданиях украинского народа, песнях, сказках и поверьях и, естественно, на личном опыте Гоголя. Это произведение произвело огромный фурор, многие восхищались им, да и сам Гоголь с тех пор стал очень известным деятелем культуры. Даже Пушкин отмечал, что появление этого произведения – крайне необыкновенное явление в отечественной литературе.
    В этом же году уже ставший известным Гоголь прибывает в Москву. Он начинает общаться с М.П. Погодиным, семейством С.Т. Аксакова, М.Н. Загоскиным, И.В. и П.В. Киреевскими, а они в свою очередь, оказывают на него большое влияние, на его мировоззрение и становление в роли писателя. Спустя два года писателя назначают адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. В это время он пристально изучает историю Украины и ее народа, что впоследствии становится основой другого известного и популярного произведения Гоголя – «Тарас Бульба». Он дорабатывает еще один год в университете и приходит к мысли, что следует полностью отдать себя творчеству и литературе.

    Естественно, у писателя появилось большое количество свободного времени из-за такого принятого решения, что позволяет ему все силы отдавать только написанию своих рассказов. 1835 год становится для него довольно богатым на создание самых различных произведений. В это время появляются: сборник повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и сборник "Арабески" (на темы петербургской жизни).

    Сразу после этого Гоголь начинает писать «Ревизора». Как мы уже знаем, в написании этого произведения, писателю помог его личный опыт, когда он находился на государственной службе. Конечно, не обошлось и без помощи других известных деятелей, например, Пушкина, который немного подсказывал ему с сюжетом. Произведение было написано очень быстро, причем уже в январе следующего года он читает комедию на вечере у Жуковского (в присутствии Пушкина, П. А. Вяземского и еще некоторых других известных литераторов). Спустя месяц, Гоголь занимается постановкой на сцене Александрийского театра, а премьера состоялась в апреле месяце этого же года. Действительно, «Ревизор» произвел огромный ажиотаж среди многих известных деятелей культуры того времени и, разумеется, обычных читателей в том числе.

    Огромная популярность «Ревизора» заставила обратить внимание на Гоголя огромное количество редакций, его приглашали на светские мероприятия, но довольно быстро все это надоело писателю. Он оставил Москву и уехал жить за границу. Первое время он жил в Швейцарии, потом перебрался в Париж, но все это время он не сидел, сложа руки, а занимался написание «Мертвых душ». Вскоре до него дошли известия о гибели Пушкина, что стало настоящим ударом.

    Осенью 1839 года писатель перебирается снова в Москву и демонстрирует несколько глав «Мертвых душ». Конечно, они произвели впечатление на публику. Но несмотря на это, произведение было еще не завершено до конца и гоголь вновь оставляет свою родину. В 1840 в Вене писателя настигает один из первых приступов его психической болезни. В октябре того же года он возвращается и читает последние пять глав «Мертвых душ». Несмотря на то, что произведение пришлось по душе публике, его не допускают к печати в Москве. Тогда Гоголь отправляет его в Петербург, где ему с радостью помогли, только с условием в изменении названия. Произведение получило большой успех, но время от времени появлялись негативные отзывы о фарсе. Излишней карикатурности, но писателя это не задевало никоим образом, ибо он уже отправился снова жить за границу и работать над вторым томом «Мертвых душ».

    В этот период жизни у него уходит очень много времени на подготовку к созданию сборника сочинений, но также он продолжает работу над вторым томом. Душевное состояние писателя значительно ухудшается, и он пытается обрести покой на курортах, но это ему не сильно помогает. В 1845 году в результате обострения своей болезни, он сжигает второй том «Мертвых душ». Писатель аргументировал это тем, что в его новом произведении недостаточно ясно были показаны дороги к идеалу.

    Последние годы

    В последние годы собственной жизни писатель очень часто путешествовал. В 1847 году он выпускает цикл статей, оформленных в виде писем «Выбранные места из переписки с друзьями». Тут цензура очень сильно постаралась, она была изменена чуть ли до неузнаваемости, а результат ее появления был крайне негативным – критики признали ее слабой в художественном плане. В то же время писатель работает и над «Размышлениями о Божественной литургии», которая появляется только уже после смерти Гоголя. В это время своей жизни он очень много внимания уделял религии, считал, что не может работать до тех пор, пока не поклониться Святому Гробу и отправляется туда. В 1850 году писатель делает предложение руки и сердца А.М. Виельгорской, но, к сожалению, получает отказ. В 1852 году он регулярно встречается с протоиереем Матвеем Константиновским, самым настоящим фанатиком и мистиком.

    Февраль этого же года стал роковым для Гоголя. В ночь с 11 на 12 февраля писатель приказывает своему слуге Семену принести портфель с его рукописями. Все свои тетради и записки он кладет в камин и просто сжигает. Остается только небольшая часть черновых рукописей, относящихся к различным редакциям «Мертвых душ». 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, но, как оказывается, никакое лечение не помогает ему. На следующий день писатель погибает, причем, со словами: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!».

    "Быть в мире и ничем не обозначить своего существования — это кажется мне ужасным". Н. В. Гоголь.

    Гений классической литературы

    Николай Васильевич Гоголь известен миру как писатель, поэт, драматург, публицист и критик. Человек недюжинного таланта и потрясающий мастер слова, он знаменит как на Украине, где родился, так и в России, в которую переехал со временем.

    Особенно Гоголь известен своим мистическим наследием. Его истории, написанные на уникальном украинском языке, не являющимся литературным в полном смысле этого слова, передают глубину и красоту украинской речи, известные всему миру. Наибольшую популярность Гоголю подарил его «Вий». Какие еще произведения написал Гоголь? Список произведений мы рассмотрим ниже. Это и нашумевшие истории, часто мистические, и повести из школьной программы, и малоизвестные произведения автора.

    Список произведений писателя

    Всего Гоголь написал больше 30 произведений. Некоторые из них он продолжал дописывать, несмотря на публикацию. Многие его творения имели несколько вариаций, в том числе «Тарас Бульба» и «Вий». Опубликовав историю, Гоголь продолжал размышлять над ней, подчас дописывая или изменяя финал. Часто его повести имеют несколько вариантов концовки. Итак, далее рассмотрим самые известные произведения Гоголя. Список перед вами:

    1. «Ганц Кюхельгартен» (1827-1829, под псевдонимом А. Алов).
    2. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 год), часть 1 («Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Утопленица», «Пропавшая грамота»). Вторая ее часть была издана через год. В нее вошли следующие истории: «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место».
    3. «Миргород» (1835). Ее редакцию разделили на 2 части. В первую часть входили повести «Тарас Бульба», «Старосветские помещики». Во вторую часть, завершенную в 1839-1841 годах, вошли «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
    4. «Нос» (1841-1842).
    5. «Утро делового человека». Писалась, как и комедии «Тяжба», «Отрывок» и «Лакейская», в период с 1832-го по 1841-й.
    6. «Портрет» (1842).
    7. «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» (1834-1835).
    8. «Ревизор» (1835).
    9. Пьеса «Женитьба» (1841).
    10. «Мертвые души» (1835-1841).
    11. Комедии «Игроки» и «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836-1841).
    12. «Шинель» (1839-1841).
    13. «Рим» (1842).

    Это опубликованные сочинения, которые написал Гоголь. Произведения (список по годам, точнее) указывают на то, что расцвет таланта писателя пришелся на 1835-1841 гг. А теперь немного пройдемся по рецензиям на самые знаменитые истории Гоголя.

    «Вий» - самое мистическое творение Гоголя

    В истории «Вий» рассказывается про недавно усопшую панночку, дочь сотника, которая, как известно всему селу, была ведьмой. Сотник по просьбе любимой дочки заставляет читать над ней заупокойную бурсака Хому Брута. Ведьма, умершая по вине Хомы, мечтает отомстить…

    Отзывы о произведении «Вий» - сплошная похвала писателю и его таланту. Список произведений Николая Гоголя невозможно обсуждать, не упомянув всеми любимого «Вия». Читатели отмечают ярких персонажей, самобытных, уникальных, со своими характерами и привычками. Все они - типичные украинцы, веселые и оптимистично настроенные люди, грубоватые, но добрые. Невозможно не оценить тонкую иронию и юмор Гоголя.

    Также выделяют уникальный слог писателя и его умение сыграть на контрастах. Днем крестьяне гуляют и веселятся, выпивает и Хома, чтобы не думать об ужасе предстоящей ночи. С приходом вечера же наступает мрачная, мистическая тишина - и Хома вновь вступает в очерченный мелом круг…

    Совсем небольшая по объему история держит в напряжении до последних страниц. Ниже - кадры из одноименного фильма 1967 г.

    Сатирическая комедия «Нос»

    «Нос» - потрясающая повесть, написанная в столь сатирической форме, что для начала кажется фантастическим абсурдом. По сюжету, Платон Ковалев - человек публичный и склонный к нарциссизму, утром просыпается без носа - на его месте пусто. В панике Ковалев начинает искать потерянный нос, ведь без него и в приличном обществе не появишься!

    Читатели без труда увидели прототип российского (да и не только!) общества. Гоголевские истории, несмотря на то что были написаны в 19-м веке, не теряют своей актуальности. Гоголь, список произведений которого в большинстве своем можно поделить на мистику и сатиру, очень тонко чувствовал современное общество, которое за прошедшее время ничуть не изменилось. В почете до сих пор остались чин, внешний лоск, а вот внутреннее содержание человека никому не интересно. Именно нос Платона, с внешней оболочкой, но без внутреннего содержания, становится прототипом человека богато одетого, разумно мыслящего, но бездушного.

    «Тарас Бульба»

    «Тарас Бульба» - великое творение. Описывая произведения Гоголя, самые известные, список которых предоставлен выше, нельзя не упомянуть об этой повести. В центре сюжета двое братьев, Андрей и Остап, а также их отец, сам Тарас Бульба, человек сильный, мужественный и донельзя принципиальный.

    Читатели особенно выделяют мелкие детали повести, на которых автор акцентировал внимание, что оживляет картину, делает те далекие времена более близкими и понятными. Писатель долгое время изучал детали быта той эпохи, чтобы читатели более живо и ярко представляли себе происходящие события. Вообще, Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы обсуждаем сегодня, всегда придавал особое значение мелочам.

    Харизматичные персонажи также произвели неизгладимое впечатление на читателей. Жесткий, беспощадный Тарас, готовый на все ради Родины, смелый и мужественный Остап и романтичный, самоотверженный Андрей - они не могут оставить читателей равнодушными. Вообще, известные произведения Гоголя, список которых мы рассматриваем, имеют интересную особенность - удивительное, но гармоничное противоречие в характерах героев.

    «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    Еще одно мистическое, но при этом смешное и ироничное произведение Гоголя. Кузнец Вакула влюблен в Оксану, которая пообещала выйти за него замуж, если он достанет ей черевички, как у самой царицы. Вакула в отчаянии... Но тут совершенно случайно на глаза ему попадается нечисть, развлекающаяся в селе в обществе ведьмы. Неудивительно, что Гоголь, список произведений которого вмещает в себя многочисленные мистические истории, в этой повести задействовал ведьму и черта.

    Эта история интересна не только сюжетом, но и колоритными персонажами, каждый из которых уникален. Они, словно живые, предстают перед читателями каждый в своем образе. Одними Гоголь любуется с легкой иронией, Вакулой он восхищается, а Оксану учит ценить и любить. Словно заботливый отец, он добродушно посмеивается над своими персонажами, но все это выглядит настолько мягко, что вызывает лишь нежную улыбку.

    Нрав украинцев, их язык, обычаи и устои, так явно описанные в повести, мог столь подробно и любовно описать только Гоголь. Даже подшучивание над «москалямы» выглядит в устах персонажей повести мило. Все потому, что Гоголь Николай Васильевич, список произведений которого мы сегодня обсуждаем, любил свою родину и отзывался о ней с любовью.

    «Мертвые души»

    Звучит мистично, согласны? Однако на самом деле Гоголь в данном произведении не прибегал к мистике и заглянул гораздо глубже - в людские души. Главный герой Чичиков кажется персонажем отрицательным на первый взгляд, но чем больше читатель знакомится с ним, тем больше положительных черт замечает в нем. Гоголь заставляет читателя переживать за судьбу своего героя, несмотря на его нелицеприятные поступки, что уже говорит о многом.

    В данном произведении писатель, как всегда, выступает прекрасным психологом и настоящим гением слова.

    Безусловно, это не все творения, которые написал Гоголь. Список произведений неполный без продолжения «Мертвых душ». Именно его автор якобы сжег перед смертью. Поговаривают, что в следующих двух томах Чичиков должен был исправиться и стать порядочным человеком. Так ли это? К сожалению, теперь мы никогда не узнаем об этом наверняка.

    Николай Васильевич Гоголь - гениальный русский писатель, человек, которого знают, в первую очередь, как автора актуального на все времена произведения «Мёртвые души», личность с трагической судьбой, которая окутана ореолом тайны до сих пор.

    Краткая биография и творческий путь

    Родился Гоголь 20 марта (или 1 апреля по новому стилю) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии в многодетной семье помещика. В детстве Гоголя воспитывали на принципах взаимного уважения, любви к природе и литературному творчеству. После окончания Полтавского училища, юноша поступил в Нежинскую гимназию для изучения юстиции. Он интересовался живописью, вникал в принципы русской словесности, но писал в те годы не слишком мастерски.

    Литературные достижения

    С переездом Гоголя в северную столицу в 1828 году начался его литературный путь в качестве уникального автора. Но сложилось всё гладко не сразу: Николай Васильевич служил чиновником, занимался живописью в Академии Художеств и даже предпринимал попытки стать актёром, но ни один из упомянутых видов деятельности не приносил ожидаемого удовлетворения.

    Знакомство с такими влиятельными фигурами в обществе, как , и Дельвиг помогло Гоголю проявить неординарность своего таланта. Первым его опубликованным произведением стал «Басаврюк», затем «Вечер накануне Ивана Купала», подаривший писателю первую известность. Позже мировая литература стала узнавать Гоголя по оригинальным пьесам, таким как «Ревизор», повестям («Нос») и рассказам с украинским колоритом («Сорочинская ярмарка»)

    Завершение жизненного пути

    Одним из последних витков биографии писателя стали путешествия за границу под влиянием отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора». В Риме он работает над «Мёртвыми душами», первый том которых издаёт после возвращения на Родину. Но, кажется, автора ничего не радует: он впадает в депрессию, духовно ломается, и накануне своей смерти, 21 февраля 1852 года, просто сжигает второй том законченного произведения.

    Загадочная смерть

    Удивительно, но кривотолки по поводу того, от чего именно умер великий русский писатель, не утихают до сих пор. Даже современные врачи не могут поставить точный диагноз, хотя по сообщению биографов, Гоголь с детства был болезненным ребёнком. Несмотря на разнообразие диагнозов, которые могли привести к кончине - от рака до менингита, от тифа до сумасшествия - выдвигалась даже версия отравления писателя ртутью.

    Странности и чудачества

    Русская и мировая литература знает Гоголя, как человека, чьи бессмертные творения призывают к доброму свету, истинному разуму и духовному совершенству. В то время как жизнь самого писателя насыщена весьма странными и неоднозначными явлениями. Некоторые исследователи уверены, что Николай Васильевич страдал шизофренией, а также приступами психоза и клаустрофобии. Писатель лично утверждал, что имеет смещенные органы в теле, некоторые из которых и вовсе размещены вверх ногами. Современники говорили, что он поражал всех нетипичными для человека его уровня привязанностями, например, рукоделием, сном в сидячем положении, а письмом, напротив, только стоя. Была у прозаика также страсть к катанию хлебных шариков.

    К другим необычным фактам из биографического пути писателя можно отнести и следующее:

    • Гоголь никогда не был женат. Он делал предложение женщине всего единожды, но был отвергнут.
    • Николай Васильевич любил кулинарию и готовку, часто угощал знакомых блюдами собственного приготовления, в том числе и особым напитком с участием рома под названием «гоголь-моголь».
    • У писателя постоянно были с собой сладости, которые он не уставал жевать.
    • Он был человеком застенчивым и очень стеснялся собственного носа.
    • Особое место в жизни Гоголя занимали страхи: сильная гроза действовала ему на нервы, да и вообще, человек он был, не чуждый религиозно-мистическим и суеверным соображениям. Возможно, именно поэтому мистика всегда преследовала прозаика: к примеру, сам он говорил, что его повесть «Вий» - не что иное, как народное предание, которые он когда-то слышал и просто перезаписал. Но ни историки, ни фольклористы, ни исследователи в других областях так и не нашли об этом упоминаний.

    Не только судьба и творчество, но даже смерть писателя - одна сплошная тайна. Ведь при перезахоронении, он был обнаружен повернутым набок.

    Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

    Влияние творчества Гоголя на развитие руской литературы.

    Николай Васильевич Гоголь — самая таинственная звезда на небосклоне русской литературы XIX и XX веков — доныне изумляет читателя и зрителя и магической силой изобразительности, и необычнейшим своеобразием своего пути к Родине, к разгадке и даже … созданию будущего для неё. Уклон в Грядущее … Гоголь — вспомним ещё раз и пушкинскую мечту «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой», и прозвучавшую через сто лет стыдливую надежду Маяковского «Я хочу быть понят родной страной» — довершил идею движения в Будущее, в тревожное и, как верили многие, в «прекрасное Дапёко», которое не будет же только жестоко к человеку. И в этом плане он наиболее близок многому в русском фольклоре, в народной песне

    «Невозможно забыть ничего из сказанного Гоголем, даже мелочей, даже не нужного», — отмечал Ф.М.ДостоевскиЙ. «У Гоголя был резец Фидия» — писал философ и критик хх века В.В.Розанов. — Сколько слов посвящено Петрушке, лакею Чичикова? А помнится не меньше, чем Николай Ростов. А Осип?» В самом деле … Меланхоличный Осип, слуга Хлестакова в «Ревизоре», всего-то и говорит, предостерегая своего барина, вдохновенного сочинителя поэмы о собственной значительности: «Уезжайте отсюда. Ей-богу, уже пора», — да принимает дары от купцов, включая … памятную верёвочку («давай и верёвочку, — и верёвочка в доро- ге пригоцится»). Но эту «веревочку про запас» запомнили многие поколения русских зрителей.

    И с какой же сверхьестественной полнотой совместились именно в Гоголе два прекраснейших качества, живущих во многих, за исключением Пушкина, раздельно: исключительная жизненная наблюдательность и столь же редкая сила воображения. Если художественный образ как главный выразитель духовной жизни России, сосредоточение её духовной жизни был до Гоголя как бы отдалён от фактов, от фактичности, то в творчестве Гоголя — задолго до М. Г орького! — факт как бы продвинулся в глубь образа, заострил образ, утяжелил его.

    Из гоголевской действительности вечно будут возникать в памяти и невероятно широкие шаровары, роковая трубка, «люлька» Тараса Бульбы, рассохшиеся «поющие двери» в идиллическом доме «старосветских помещиков». И поразившая даже А.Блока загадочная мелодия «струны, звенящей в тумане», из петербургских фантастических грёз Поприщина («Записки сумасшедшвго»).

    Доныне трудно решить — в подробностях ли «помним» мы даже саму магическую птицу-тройку, этот «нехитрый, кажись, дорожный снаряд»? Или всякий раз вместе с Гоголем «сочиняем» эту крылатую тройку на свой лад, «дополняем», расшифровываем запредельную загадку неукротимого, ужас наводящего движения? Необьятную тайну «дымом дымящейся дороги», секрет неведомых свету коней с невероятными, но как бы и видимыми «вихрями В гривах»? Вероятно, был прав современник Гоголя И.КиреевскиЙ, говоривший, что после про- чтения «Мёртвых душ» у нас появляется «надежда И мысль О великом назначении нашего отечества».

    А ведь доныне загадочен безответный вопрос — эпиграф ко всей послегоголевской литературе — «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа»! И какой же может быть ответ, если Русь-тройка мчится «сквозь Коробочек и Собакевичей» (П.в.палиевский)? Если два известнейших писателя начала хх века, создавая свой близкий символизму образ Гоголя, составляли эту Русь-тройку «из безумного Поприщина, остроумного Хлестакова и благоразумного Чичикова» (Д.С.МережковскиЙ) или?. «Гоголь богатый: не одна, а две тройки — Ноздрёв — Чичиков — Манилов и Коробочка — Плюшкин — Собакевич … Ноздрёв — Чичиков — Манилов сквозь леса и горы жизнь под облака парят — воздушная тройка. Строят жизнь не, а хозяева — другая тройка: Коробочка- Плюшкин — Собакевич».

    Чему Гоголь научил всю последующую русскую литературу?

    Обычный ответ, что он вывел Смех как стихию жизни на первый план, что никогда так не смеялись в России зрители и читатели — после «Недоросля» Д.Фонвизина с его Простаковыми, Скотиниными и Митрофанушкой, после «Горя от ума» А.Грибоедова, — как они засмеялись вместе с Гоголем, едва ли во всём точен. Смех Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1832) ещё светел, лёгок, порой забавен, хотя часто явления всякого рода колдунов, чародеев, похитителей луны чередуются с пугающими своим автоматизмом непрерывными танцами, с «гопаком», как бы оберегающим этот оптимизм. Безудержный прилив какого-то отчаянного озорства скрепляет идеальный и идиллический мир.

    А каков смех в «петербургских повестях», во всей гоголевской демонологии Петербурга, этого самого рокового, умышленного города в России? Гоголь убирает в этих повестях забавные или страшные фигуры носителей зла всю наглядную озорную фантастику и чертовщину, удаляет куда-то Басаврюка, панночку-ведьму, русалок, колдунов, — но какое-то безликое, безграничное зло воцаряется в его Петербурге. Впервые в русской прозе рождается та «дьяволиада», то мировое зло, которое потом будут «расколдовывать» и Бул гаков в «Мастере и Маргари те» со своим сатаной Воландом, и Платонов во множестве пьес, и конечно, А.Белый в «Патербурге» , Ф.К.Сологуб в «Мелком бесе» и даже Шукшин в своих фантасмагориях «До третьих петухов» и «Поутру они проснулись… ». Не из одной «Шинели» вышел даже Достоевский, и Сухово-Кобылин со своей драматической трилогией «Свадьба кречинского», «Дело», «Смерть Тарепкина», а также из гоголевского «Носа» с его обманчивой фигуративностью, ложной конкретностью, страшной призрачностью, страхе пространства, стремлением заслониться о набегающей пустоты … Площади гипертрофированных размеров в Петербурге … отражают неполную обжитость, малую переработанность пространства в раннем Петербурге (не случайно Башмачки на грабят на широкой площади, тогда как в Mоскве ве это делалось в узких переулках). Петербургский страх, само зло в гоголевских «петербургских повестях» — это уж не скверный сосед-черт, колдун, не Басаврюк. Писатель не видит носителей живого зла, носителей колдовства. Весь Невский проспект — длящаяся фантасмагория, обман: — Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется!» Этим заклинанием завершает Гоголь «Невский проспект», тревожную повесть о трагической гибели идеалиста-художника Пискарёва и счастливом «просветпении», избавлении от жажды мести выпоротого немцами-ремесленниками пошлого поручика Пирогова. Из этого Петербурга вместе с Хлестаковым именно страх, спутник и тень Петербурга, придёт в сборный провинциальный город в «Ревизоре».

    Гоголь так своеобразно «воспел» (не отпел ли?) Петербург, что многие историки позднее несправедливо винили, укоряли его: с него, Гоголя, начинается известное «потускнение», омрачение образа Петербурга, замутнение его царственной красоты, затяжная эра трагических сумерек Петрополя.

    Именно после Гоголя возникает и трагический Петербург Достоевского, и весь тревожный силуэт города-призрака в романе «Петербург» А.Белого, и тот город А.Блока, где «Над бездонным провалом в вечность, / Задыхаясь, летит рысак … ». Гоголевский Петербург стал в ХХ веке прообразом, основой той грандиозной сценической площадки для многоактного действа революций, стал городом, «знакомым до слёз» (О. Мандельштам), для А.Блока в поэме «Двенадцать» и многие другие.

    Размах и глубина противоречий в художнике — нередко свидетельства величия его исканий, запредельность надежд и печалей. Понимал ли Гоголь, создавший комедию «Ревизор» (1836), вместе с будущим Хлестаковым (он назывался Скакуновым в первой редакции) это новое, миражное пространство, полное отголосков грядущего, понимал ли он весь смысл «Ревизора», своего гениального творения?

    Смешные герои «Ревизора» — предельно отчётливые, словно изваянные фигуры чиновников, обитателей сборного города — будто втянуты в поле действия отчуждённых, даже от автора, сил, в поле абсурда, заблуждения. Они заверчены какой-то внеличной каруселью. Даже на сцену они врываются, буквально выдавив, обрывая дверь, как Бобчинский ввалился в номер Хлестакова, обрушив на пол дверь, из коридора. Гоголь и сам как будто отчуждён от комедии, где царствует стихия смеха, стихия действия и выразительного языка. Только в конце комедии он как бы «опоминается», пробует отнести и к зрителям, и к самому себе очень назидательное и горестное сомнение: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» Между прочим, в тексте 1836 года этой многозначительной реплики, сигнала к остановке «карусели», ко всеобщему окаменению, превращению грешников в своеобразные «соляные столпы», не было. Да так ли они, смешные герои «Ревизора», злодейственны? Таких правдивых, откровенных, доверчивых «злодеев», словно умоляющих смягчить кару, мечущихся со своими пороками, как на исповеди выкладывающих всё о себе, до Гоголя вообще не было. Они ведут себя как под Богом ходящие, убеждённые, что Хлестаков (посланец страшной, петербургской высшей силы) и мысли их и дела знает наперёд …

    «Мёртвые души» (1842) — это одинокая, еще более трудная попытка Гоголя, прямого предшественника пророческого реализма Достоевского, выразить предельно концептуально «русскую точку зрения» на судьбу человека в мире, на все его иррациональные связи, выразить через анализ чувства совести и голос пороков. Бессмертная поэма — синтез всего художественного духовного опыта писателя и одновременно — резкое преодоление границ литературы, предвещающее даже будущее отречение Толстого от художественного слова. Лев Толстой, кстати говоря, почти по-гоголевски скажет о духовном изнеможении, сверхнапряжении познающей мысли русского писателя, о его страдающей совести и муках слова: для него в поздние годы, на пороге хх века всё творчество — это познание Родины «на пределе мысли и в начале молитвы».

    Гоголь — основоположник великой серии грандиозных этических попыток спасти Россию, обратив её ко Христу: она была продолжена и в проповедях Л.Толстого, и в горестных часто попытках С.Есенина осознать рок, вихрь событий, деяния тех, что в России 1917 года только «Напылили кругом, накопытили / И пропали под дьявольский свист». И даже в какой-то жертвенности В.Маяковского: «за всех расплачусь, за всех расплачусь» … Смерть А.Блока в 1921 году в момент, когда исчезла музыка в эпохе, — это тоже далёкий вариант «самосожжения Гоголя». Гоголь «гоголизировап» многие решения и помыслы писателей. Он словно пытался сдвинуть самое неподвижное, окаменевшее, всех позвать за собой по пути Руси-тройки. И загадка «Мертвых душ», то есть первого тома, с наездами Чичикова к шести помещикам (каждый из них то «мертвее», то живее предыдущего), с обломками тома второго, чаще всего разгадывается с помощью акцентирования внимания на образе дороги, на мотивах движения. Как и в «Ревизоре», мысль Гоголя в «Мертвых душах» словно рвётся сквозь Русь грешную, мимо кучи старья в доме Плюшкина к Руси святой, идеальной. Идея богооставленности Руси опровергается множеством проницательных скорбных взглядов в биографиях героев, включая Чичикова. Часто писатель и слышит и видит то, что идёт на помощь его отчаянию, его тоске: «Ещё доселе загадка — этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемой желанием лучшей отчизны». Его Чичиков, смеявшийся над «комментариями» Собакевича к списку мёртвых душ, вдруг сам создаёт целые поэмы о плотнике Степане Пробке, о бурлаке Абакуме Фырове, ушедшем на Волгу, где царит «разгул широкой жизни» и песня, «бесконечная как Русь».